91 ГОД СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЭЛЬДАРА РЯЗАНОВА
Рязанов,_Эльдар_Александрович

Родился в Самаре (где жили родители и сёстры матери) в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Семёновича Рязанова и Софьи Михайловны Рязановой (урождённой Шустерман, 19021969), в доме по улице Фрунзе 20.

Вскоре семья Рязановых переехала в Москву, где его отец работал начальником винного главка. В 1930 году семья распалась, и будущий кинорежиссёр с семи лет воспитывался матерью и отчимом, инженером Львом Михайловичем Коппом (18991985), научным сотрудником проектного института Промстальконструкция Минмонтажспецстроя СССР, вдовцом с ребёнком, относившимся и к Эльдару как к родному сыну.

Отец женился вторично, у него родилась дочь; в 1938 году его арестовали и осудили на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Рязанов-старший бежал из лагеря, после поимки получил дополнительные десять лет, а в общей сложности он отсидел 17 лет. В годы Великой Отечественной войны Эльдар написал отцу письмо и получил ответ с лаконичным описанием северной природы. В начале 60-х годов, когда Эльдар Рязанов был уже известным кинорежиссёром, отец нашёл сына.

С детства любил литературу, хотел стать писателем, мечтал о путешествиях. После окончания десятилетки он даже отправил письмо-заявление в Одесское мореходное училище.

Волею случая стал студентом 1-го курса ВГИКа (мастерская Г. М. Козинцева).

Общественная позиция

В интервью радиостанции Эхо Москвы в 2011 году Эльдар Рязанов дал преимущественно положительную оценку деятельности и личности Бориса Ельцина, а самой большой ошибкой экс-президента назвал назначение Владимира Путина своим преемником. В том же году вместе с другими деятелями культуры и правозащитниками подписал открытое письмо с требованием отменить антиконституционный запрет на регистрацию новых партий и допустить к выборам все политические силы страны.

Высказывался против уголовного преследования фигурантов Дела ЮКОСа и участниц группы Pussy Riot. Призывал москвичей принять участие в акциях протеста против Федерального закона 272 (т.н. Закона Димы Яковлева), запретившего усыновление российских детей гражданами США. В марте 2014 года в числе других кинематографистов режиссёр подписал опубликованное КиноСоюзом открытое письмо с осуждением российской военной интервенции в Украину и беспрецедентной антиукраинской кампании, развязанной российскими государственными каналами, а также принял участие в работе Конгресса интеллигенции против войны, самоизоляции России и реставрации тоталитаризма.

На протяжении многих лет Рязанов последовательно выступал в защиту животных: за принятие соответствующего федерального закона, расследование фактов жестокого обращения, создание цирков без номеров с дрессировкой. Поддерживал кандидатуру экологической активистки Евгении Чириковой на выборах мэра Химок 2012 года.

Творчество

В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, его дипломной работой, получившей отличную оценку, стала документальная лента Они учатся в Москве, снятая совместно с однокурсницей З. П. Фоминой. На протяжении 5 лет Рязанов работал в документальном кино на Центральной студии документальных фильмов. Он снимал сюжеты для киножурналов Пионерия, Советский спорт, Новости дня, несколько выпусков смонтировал целиком. Он также сделал киноочерки Дорога имени Октября (с Л. Дербышевой, 1951), На первенство мира по шахматам (1951), Твои книжки (с З. П. Фоминой), Недалеко от Краснодара (оба 1953), Остров Сахалин (с В. В. Катаняном, 1954)[источник не указан 1075 дней].

В 1955 году Рязанов стал режиссёром киностудии Мосфильм и поставил (с Сергеем Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю Весенние голоса, в котором были и игровые эпизоды. А через год руководитель киностудии Мосфильм И. А. Пырьев буквально заставил Рязанова взяться за кинокомедию. Фильм Карнавальная ночь (1956) имел колоссальный успех. Знаменитый актёр Игорь Ильинский сыграл в фильме одну из своих лучших ролей бюрократа Огурцова,[источник не указан 793 дня] а молодые актёры Людмила Гурченко и Юрий Белов стали кинозвёздами.[источник не указан 793 дня]

В последующие несколько лет Рязанов поставил лирическую комедию Девушка без адреса (1957), героическую комедию Гусарская баллада (1962), бытовую комедию Дайте жалобную книгу (1964), эксцентрическую комедию Невероятные приключения итальянцев в России (1973). А в 1961 году сделал две сатирические ленты: Как создавался Робинзон (по одноимённому рассказу И. Ильфа и Е. Петрова, новелла в комедийном альманахе Совершенно серьёзно) и Человек ниоткуда (1961, в прокате почти не шёл из-за цензурного запрета). В Человеке ниоткуда выступили Сергей Юрский и Анатолий Папанов.

В создании фильма Гусарская баллада большую помощь Э. А. Рязанову снова оказал И. А. Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского Юрия Яковлева. Самому Рязанову стоило огромных усилий убедить киноначальство, что лучшая кандидатура на роль Михаила Кутузова Игорь Ильинский, что фильм не искажает русскую историю, а романтизирует её. Пьесу Александра Гладкова Давным-давно, послужившую драматургической основой для фильма, Рязанов сократил, в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов.

В 1960-е годы стал складываться коллектив творческих единомышленников Э. А. Рязанова:

сценарист Эмиль Брагинский,
композитор Андрей Петров,
оператор Владимир Нахабцев;

актёры:

Лия Ахеджакова,
Олег Басилашвили,
Георгий Бурков,
Валентин Гафт,
Евгений Евстигнеев,
Андрей Миронов,
Андрей Мягков,
Светлана Немоляева,
Валентина Талызина,
Алиса Фрейндлих,
Юрий Яковлев.

Основные режиссёрские работы

Одна из лучших картин Рязанова Берегись автомобиля (1966). Несмотря на то, что фильм был основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин, в нём точно прописаны все жизненные коллизии, характеры и диалоги. Самую широкую зрительскую аудиторию привлекали и дальнейшие работы Рязанова:

Зигзаг удачи,
Старики-разбойники,
Невероятные приключения итальянцев в России (1973),
Ирония судьбы, или С лёгким паром! (1975, телефильм),
Служебный роман,
Вокзал для двоих,
Жестокий романс (по мотивам пьесы А. Н. Островского Бесприданница); последний вызвал бурную полемику в прессе.

Определённую черту в творчестве Рязанова подвели фильмы Гараж и О бедном гусаре замолвите слово (телефильм): оба фильма остро критические по отношению к тогдашней действительности.

5 Comments

  1. Люблю Рязанова,но это бред,с моей точки зрения,это не приемник,это продолжатель дела, Горбачева и Ельцина.

  2. Александр, продолжатель? А не Ельцин ли убрал цензуру (весь его срок его не критиковал только ленивый), не Ельцин ли дал полную свободу малому бизнесу (а Путин снова загнал его в подполье, разорив до нитки), не Ельцин ли разорвал “железный занавес”, стремясь к интеграции России с цивилизованными странами (Путин же стал мировым изгоем, и строит этот железный занавес заново)… Аналогичных примеров полно. Путин антипод Ельцина.
    Где логика в ваших словах?

  3. Andrey, не соглашусь с вами,чтобы свернуть коммунистов, нужно было что-то предложить в замен,это якобы свобода, когда очередная пешка запада,выполняла свою задачу и изживала себя ,приходила следующая и выполняла свою задачу,вы забыли в заслуги Ельцина записать ,продажу боевого урана американцам, который люди добывали 40 лет ценой своей жизни и распродажу флота за копейки.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *